Духовный путь христианина после Крещения не является гладким. Он сопряжен с трудностями, порой греховными ошибками и иногда даже временным греховным падением.
Церковь является заботливой, чадолюбивою Матерью каждого христианина. В Ней содержится врачующее душу Таинство покаяния, посредством которого священник, властью, данною Господом Иисусом Христом, прощает и разрешает христианину исповеданные им грехи во имя Отца и Сына и Святого Духа, что наполняет человеческую душу духом радости, мира и полноты жизни.
Первыми словами Господа Иисуса Христа, обращенными к людям, были слова о покаянии. «Покайтесь и веруйте в Евангелие!».
В более широком христианском понимании покаяние означает перемену, изменение и не ограничивается только исповедью перед священником.
«Сотворите же достойный плод покаяния», - как сказал Иоанн Креститель в Евангелии. Покаяние требует от исповедавшегося христианина невозвращения к исповеданному им греху ни делом, ни словом, ни мыслью, ни чувством.
В Евангелии мы видим примеры истинного покаяния. В притче о блудном сыне, когда его отец, под которым следует разуметь Бога, с радостью принимает сына (любого человека), промотавшего своё имение с блудницами (согрешившего отступлением от заповедей Божиих), но возвратившегося к Отцу со словами «согрешил я на Небо и пред тобою», готового работать отцу впредь в числе наемников. Мы видим пример Закхея, мытаря, который воздал вчетверо тем, кого он несправедливо обидел. В притче о мытаре и фарисее видим смиренного мытаря, не смевшего себя оправдывать перед Богом и осуждать других, а также пример благоразумного разбойника, признавшего за собой дела, достойные понесенного им наказания. Да и в истории Церкви есть множество святых, которые оставив грехи, с Божьей помощью достигли святости.
Путь христианина – это путь покаяния, которое совершается на протяжении всей его жизни. Невозможно после первой исповеди или нескольких исповедей сразу избавиться от всех греховных привычек (страстей), это путь постепенный, требующий терпения, духовного труда, о котором говорят нам святые отцы (молитва, пост душевный и телесный, дела, противоположные грехам, смиренное осознание того, что всё это совершается не только силами самого христианина, но всегда только с помощью Господа Иисуса Христа, молитвами Божией Матери и святых). Кроме того, Господь скрывает от человека его преуспевание в борьбе со страстями, поэтому христианину на протяжении всей жизни будет казаться, что он и не начал покаяние. Как говорят святые отцы только тогда будет правильное устроение души и жизнь христианина, когда он будет видеть за собой и в себе грехов столько, сколько песка морского и чувствовать себя хуже всякой твари, т.е. всякого животного, которое лишено разума и не совершает перед Богом грехи.
Чтобы начать покаяние, христианину нужно подготовиться к исповеди. В церковной лавке всегда можно приобрести пособие, в котором рассказано о заповедях Божиих, о грехах, которые их нарушают. Следует проанализировать свою жизнь от лет, которые человек себя помнит. Совершенные грехи кратко и без подробностей, никого не обвиняя, лучше записать на листочке бумаги, прийти в храм на вечернюю службу и рассказать их священнику, принимающему исповедь, потом выслушать разрешительную молитву, поблагодарить Бога за очищение души, поцеловать крест и Евангелие, которое лежит на аналое перед исповедником. В дальнейшем христианину следует вести борьбу со своими грехами и страстями всеми средствами, которые в помощь предлагает Господь в созданной Им на земле Церкви (ежедневное чтение хотя бы 1 главы Евангелия и двух глав апостольских посланий, чтение утренних и вечерних молитв, частая исповедь повседневных грехов, принятие Причастия Тела и Крови Господа Иисуса Христа, чтение житий святых, подражание им в меру возможности, чтение по совету священника святых отцов, совершение дел, противоположных грехам, жизнь по Божьим заповедям, которые познаются из Священного Писания и писаний святых отцов, в течение дня совершение молитвы Иисусовой).
Более подробно о Таинстве Покаяния можно прочитать в катехизисе святителя Филарета Московского (Дроздова).
Церковь является заботливой, чадолюбивою Матерью каждого христианина. В Ней содержится врачующее душу Таинство покаяния, посредством которого священник, властью, данною Господом Иисусом Христом, прощает и разрешает христианину исповеданные им грехи во имя Отца и Сына и Святого Духа, что наполняет человеческую душу духом радости, мира и полноты жизни.
Первыми словами Господа Иисуса Христа, обращенными к людям, были слова о покаянии. «Покайтесь и веруйте в Евангелие!».
В более широком христианском понимании покаяние означает перемену, изменение и не ограничивается только исповедью перед священником.
«Сотворите же достойный плод покаяния», - как сказал Иоанн Креститель в Евангелии. Покаяние требует от исповедавшегося христианина невозвращения к исповеданному им греху ни делом, ни словом, ни мыслью, ни чувством.
В Евангелии мы видим примеры истинного покаяния. В притче о блудном сыне, когда его отец, под которым следует разуметь Бога, с радостью принимает сына (любого человека), промотавшего своё имение с блудницами (согрешившего отступлением от заповедей Божиих), но возвратившегося к Отцу со словами «согрешил я на Небо и пред тобою», готового работать отцу впредь в числе наемников. Мы видим пример Закхея, мытаря, который воздал вчетверо тем, кого он несправедливо обидел. В притче о мытаре и фарисее видим смиренного мытаря, не смевшего себя оправдывать перед Богом и осуждать других, а также пример благоразумного разбойника, признавшего за собой дела, достойные понесенного им наказания. Да и в истории Церкви есть множество святых, которые оставив грехи, с Божьей помощью достигли святости.
Путь христианина – это путь покаяния, которое совершается на протяжении всей его жизни. Невозможно после первой исповеди или нескольких исповедей сразу избавиться от всех греховных привычек (страстей), это путь постепенный, требующий терпения, духовного труда, о котором говорят нам святые отцы (молитва, пост душевный и телесный, дела, противоположные грехам, смиренное осознание того, что всё это совершается не только силами самого христианина, но всегда только с помощью Господа Иисуса Христа, молитвами Божией Матери и святых). Кроме того, Господь скрывает от человека его преуспевание в борьбе со страстями, поэтому христианину на протяжении всей жизни будет казаться, что он и не начал покаяние. Как говорят святые отцы только тогда будет правильное устроение души и жизнь христианина, когда он будет видеть за собой и в себе грехов столько, сколько песка морского и чувствовать себя хуже всякой твари, т.е. всякого животного, которое лишено разума и не совершает перед Богом грехи.
Чтобы начать покаяние, христианину нужно подготовиться к исповеди. В церковной лавке всегда можно приобрести пособие, в котором рассказано о заповедях Божиих, о грехах, которые их нарушают. Следует проанализировать свою жизнь от лет, которые человек себя помнит. Совершенные грехи кратко и без подробностей, никого не обвиняя, лучше записать на листочке бумаги, прийти в храм на вечернюю службу и рассказать их священнику, принимающему исповедь, потом выслушать разрешительную молитву, поблагодарить Бога за очищение души, поцеловать крест и Евангелие, которое лежит на аналое перед исповедником. В дальнейшем христианину следует вести борьбу со своими грехами и страстями всеми средствами, которые в помощь предлагает Господь в созданной Им на земле Церкви (ежедневное чтение хотя бы 1 главы Евангелия и двух глав апостольских посланий, чтение утренних и вечерних молитв, частая исповедь повседневных грехов, принятие Причастия Тела и Крови Господа Иисуса Христа, чтение житий святых, подражание им в меру возможности, чтение по совету священника святых отцов, совершение дел, противоположных грехам, жизнь по Божьим заповедям, которые познаются из Священного Писания и писаний святых отцов, в течение дня совершение молитвы Иисусовой).
Более подробно о Таинстве Покаяния можно прочитать в катехизисе святителя Филарета Московского (Дроздова).